На государство надейся, а о НПФ не забывай.

Скачать статью

Зачем мы пишем о НПФ?

Наметившийся в последнее время рост интереса к негосударственным пенсионным фондам (НПФ) имеет свои причины.

Это, во-первых, явная неспособность государства решить проблему пенсионного обеспечения своих граждан только за счет бюджета Пенсионного фонда Украины. Размеры последнего «повышения» трудовых пенсий многим из нас говорят сами за себя. А это, в свою очередь, вынуждает людей рассчитывать уже не столько на государство, сколько на собственные накопления и другие источники получения доходов в старости. Анализ ситуации в пенсионном обеспечении, концепции пенсионной реформы и принятых для ее развития законов Украины показывает, что государство стремится переложить заботу о наших пенсиях, а главное – их размерах, на наши же плечи, одним из которых будет «плечо» наемного работника, а другим — работодателя (см. таблицу).
Государство вынуждено реформировать пенсионную систему и предоставлять возможность предприятиям, организациям и учреждениям с 2004 года создавать корпоративные (профессиональные) пенсионные системы для своих рабочих и служащих на базе негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Во-вторых, к НПФ вполне применимо высказывание одного из героев «Операции Ы»: «Дело это для нас новое, незнакомое. Народ желает разобраться — что к чему. И это естественно». Тому свидетельством и письма читателей «ПЕНСИИ», за которые автор весьма признателен.
Призывая своих граждан становиться инвесторами путем участия в НПФ, государство очень мало делает для повышения их финансовой и правовой грамотности. В данной ситуации, по-нашему мнению, необходимо намного активнее и эффективнее информировать население и представителей бизнеса о пенсионной реформе, показать преимущества и риски участия в НПФ, научить их новым «правилам игры”. Что и делает “Пенсия ”. Ведь в добровольной пенсионной системе только от нас зависит – станем ли мы участниками и вкладчиками НПФ или нет, «приживутся» эти фонды в Украине или ...

Начнем по порядку.

НПФ придумал не господин Ткач

Сегодня в сознании большинства наших граждан НПФ ассоциируются с такими странами, как США и Великобритания, Чили и Казахстан. Бытует мнение, что НПФ – явление сугубо западное, «заморское», а их появление у нас приведет к новым финансовым скандалам. Постараемся развеять это заблуждение.

Обратимся к нашей с вами истории. В 1897 г. в Украине успешно функционировали прообразы нынешних НПФ — более 200 пенсионных эмеритальных и страховых касс. Название одной из них — «Сберегательно-эмеритальная касса служащих Товарищества пароходства по Днепру и его притокам» — говорит само за себя. С 1870 г. на территории Полтавской и Черниговской губерний действовала «Пенсионная касса народных учителей и учительниц», опыт которой был обобщен нашим земляком Д.Е.Любченко, издавшим учебник по пенсионному делу в Москве в 1913 году.

Участие во многих кассах было добровольным. В обязательном порядке их участниками были государственные служащие, в том числе и офицеры. Достаточно красноречивым является тот факт, что государственная пенсия полковника из казны составляла 575 руб. в год, в то время как пенсия из пенсионной кассы, куда он ежемесячно отчислял в течение 35 лет службы 6% от жалованья, — 863 руб. Уставы всех касс утверждались царскими указами.

Количество участников пенсионных касс для железнодорожников превышало 480 тыс. человек (примерно столько сегодня работников на «Укрзализныце»), а их общий бюджет достиг 245 млн. руб. Актуарные (демоэкономические и финансовые) расчеты для касс были выполнены в 1908 г. отечественными специалистами на период до 2062(!) года по методике профессора Киевского (!) университета Граббе, которая практически без изменений используется на Западе. Известные события 1917 года не могли не сказаться и на самом существовании в Украине негосударственной пенсионной системы. В то же время на Западе НПФ создавались и успешно развивались. Так, если в США в начале 1940-х гг. каждый пятый работник был участником НПФ, то в конце 1980-х гг. — каждый второй. В странах ЕС сегодня более 25% работников охвачены системой НПФ. В России участниками 286 НПФ являются более 4 млн. человек, тогда как в Украине новые НПФ еще не созданы. «Старые» фонды, которые были созданы до вступления в силу Закона Украины «Про недержавне пенсійне забезпечення» и подлежат реорганизации, насчитывают более 20 тыс. участников.

Сумеем ли мы возродить НПФ и поставить дело также надежно, как это умели наши деды-прадеды в конце ХІХ — начале ХХ века, зависит исключительно от нас и нашего государства, а не от чьей-то помощи. Тем более, что нам есть откуда брать пример для подражания!

Кому и зачем нужно задуматься о НПФ?

С 1 января 2004 года в Украине вступил в силу Закон Украины « О негосударственном пенсионном обеспечении». Приняты и готовятся к принятию ряд новых законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность в сфере накопительного пенсионного обеспечения, а также вводятся налоговые льготы для субъектов добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения, в том числе — НПФ, работодателей и наемных работников.

Другим Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»», в частности предусмотрено, что «льготные» (профессиональные) пенсии будут выплачиваться через корпоративные и профессиональные НПФ, отчисления в которые будут обязательными для работодателей, работники которых имеют право на досрочный выход на пенсию в связи с условиями работы.

Вскоре будет внедрен второй уровень пенсионной системы — Накопительный фонд ПФУ. Интересно, что в недалеком будущем большинство из нас получит право выбора относительно накопления части пенсионных средств между государственным пенсионным фондом (ПФУ) и частным НПФ , причем отчисления (до 7% дохода) в накопительную систему будут обязательными (см. таблицу).

Для работодателей важно помнить, что корпоративные (профессиональные) НПФ обязательно придется создавать для финансирования «льготных» пенсий работникам с вредными условиями труда (прежде всего, Списки №№ 1, 2). Но в таком НПФ работодатель также сможет аккумулировать пенсионные средства из доходов предприятия и его работников ( на добровольной основе!) с последующим их использованием в качестве инструмента и финансового ресурса для осуществления социальной, кадровой и инвестиционной политики. Анализ данных таблицы 1 показывает, что ежегодный рост объема этих ресурсов в НПФ с определенного момента достигнет размера обязательных отчислений работодателя и работников в Пенсионный фонд Украины. А полученный при этом ресурс будет в управлении работодателя! «Так почему бы уже сегодня не создать самому такой финансовый институт, если завтра это все равно придется делать вместе с другими?» — сказал один знакомый работодатель.

Наемным работникам и профсоюзам важно знать, что негосударственное пенсионное обеспечение во многих странах является одним из важнейших моментов в компенсационном пакете социального обеспечения персонала наряду с заработной платой и премиями за период работы, медицинским страхованием, путевками и другими видами вознаграждений. А в большинстве стран именно НПФ обеспечивают формирование пенсионных выплат наемным работникам. Указом Президента Украины «Об основных направлениях реформирования пенсионного обеспечения Украины» от 13.04.1998 г. №291/98 предусмотрено «... содействие развитию негосударственных пенсионных фондов с целью формирования профессиональных , отраслевых, частных пенсионных систем за счет работодателей и работников при усилении государственной защиты и поддержки плательщиков взносов, в том числе путем предоставления им налоговых льгот». «Так почему бы профсоюзам не инициировать создание таких НПФ?» — удивляется знакомый председатель профкома.

Как создаются и работают НПФ?

Основу системы негосударственного пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — юридические лица, имеющие статус непредпринимательского товарищества (неприбыльной организации), деятельность которых состоит в аккумулировании средств Вкладчиков, их приумножении и сохранении путем инвестирования для образования пенсионных накоплений, за счет которых осуществляются выплаты пенсий своим Участникам. В отличие от банков и страховых компаний НПФ не имеют целью получение прибыли для дальнейшего распределения между учредителями и акционерами. Целью НПФ является исключительно накопление средств для выплат негосударственных пенсий своим участникам. Всем другим НПФ запрещено заниматься Законом. В соответствии с Законом Украины «« О негосударственном пенсионном обеспечении», пенсионная система на базе НПФ будет состоять из следующих субъектов (рисунок):

· Учредители фонда;
· Совет фонда (единый орган управления);
· Вкладчики фонда (лица, платящие взносы в пользу участников фонда);
· Участники фонда ( физические лица, в пользу которых уплачиваются взносы и которые приобретут право на пенсию из НПФ);
· Администратор фонда;
· Лицо, осуществляющее управление пенсионными активами;
· Банк-хранитель фонда;
· Органы государственного контроля и надзора.

Учредителем открытого НПФ могут быть юридические лица, а участниками — любые физические лица, независимо от места и характера их работы.
Учредителем корпоративного пенсионного фонда может быть юридическое лицо-работодатель или несколько юридических лиц-работодателей, к которым могут присоединяться работодатели-плательщики. Участниками этого фонда могут быть исключительно физические лица, которые состоят (состояли) в трудовых отношениях с работодателями-учредителями и работодателями — плательщиками этого фонда.

Учредителем (учредителями) профессионального НПФ могут быть объединения юридических лиц-работодателей, объединения физических лиц, включая профессиональные союзы (объединения профессиональных союзов), или физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности (занятий). Участниками такого фонда могут быть исключительно физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности (занятий), определенные в уставе фонда.
Законом предусмотрено применение механизмов коллективного договора в ходе создания и функционирования корпоративных и профессиональных негосударственных пенсионных фондов. Условия и порядок негосударственного пенсионного обеспечения регулируются пенсионными схемами и пенсионными контрактами и могут определяться коллективным договором.

Для осуществления контроля за текущей деятельностью пенсионного фонда и решения основных вопросов его работы учредителями создается совет фонда в количестве не меньше пяти лиц. Совет фонда определяет условия и порядок негосударственного пенсионного обеспечения участников и инвестиционную политику фонда , а затем - разрабатывает пенсионные схемы и инвестиционную декларацию.

Для реализации задач фонда Совет заключает договора:
· на администрирование — с Администратором НПФ;
· на управление активами — с лицом, имеющим право управлять активами;
· на обслуживание — с банком-хранителем НПФ.

Фонд работает в соответствии с утвержденными Советом и согласованными с государственными “регуляторами” Уставом, пенсионными схемами и инвестиционными декларациями. Все счета НПФ открываются, а операции с пенсионными активами осуществляются лишь в одном банке-хранителе. Свои взаимоотношения с вкладчиками и участниками НПФ строит на основе пенсионных контрактов, пенсионных схем и договоров о пенсионных выплатах, которые заключаются с ними от лица фонда его Администратором.

Вкладчик (работодатель) перечисляет обусловленный в пенсионном контракте и/или коллективном договоре процент заработной платы работника на счет НПФ, открытый фондом в банке-хранителе. Администратор НПФ зачисляет эти средства на субсчет индивидуального пенсионного счета (ИПС) участника фонда. Сам участник добровольно перечисляет обусловленный в пенсионном контракте процент заработной платы на счет НПФ. Администратор НПФ также зачисляет эти средства на индивидуальный пенсионный счет (ИПС) Участника. Пенсионные средства находятся в банке-хранителе НПФ, с которым Фонд заключил соответствующий договор. Юридическое лицо, с которым фонд заключил договор на управление пенсионными активами (Компания по управлению активами) приумножает эти средства и защищает от инфляции путем размещения в определенные инвестиционной декларацией фонда объекты инвестирования (пенсионные активы) на принципах надежности, доходности, диверсификации, ликвидности. Полученный инвестиционный доход распределяется между участниками фонда пропорционально размерам их взносов и взносов в их пользу, которые учитываются на ИПС, и заново инвестируется.

Работодатель имеет право применять прогрессивную шкалу отчислений в НПФ, дифференцируемую в зависимости от возраста и стажа для каждой определенной группы участников. Это очень важно для немолодых заслуженных работников. Если на каждую гривню их взносов в НПФ работодатель откладывает на счет каждого участника 1-2 гривни («плечо предприятия», соответственно, составляет 100-200%), то и реальная доходность накоплений становится равной как минимум 100-200% (по ставке на уровне инфляции). Найдите другой финансовый институт, готовый обеспечить хотя бы 100-процентный прирост (доходность) вклада.

Право на получение пенсии появляется у участника НПФ по достижении им пенсионного возраста или с учетом других обстоятельств (причин) предоставления пенсии, определенных законодательством Украины и пенсионным контрактом. По достижении участником Фонда пенсионных оснований, надлежащая ему сумма накоплений распределяется администратором в течение срока выплат, указанного участником в договоре о пенсионных выплатах.

В предыдущих номерах «ПЕНСИИ» опубликована таблица размеров выплат негосударственных пенсий из НПФ с учетом размеров взносов, доходности от их размещения и срока выплат. Средства, учтенные на пенсионном счете участника, подлежат наследованию в полном объеме.

На законодательном уровне закреплены гарантии системы негосударственного пенсионного обеспечения. Государство гарантирует соблюдение законодательства с целью защиты имущественных прав и законных интересов участников негосударственного пенсионного обеспечения путем осуществления надзора и контроля соответствующими государственными органами. Осознавая важность гарантий для каждого участника НПФ, этот вопрос будет рассмотрен нами в следующем номере «ПЕНСИИ».

Статьи в тему

Як збільшити майбутню пенсію

Спасение утопающих...

НПФ - чи можливо розрахувати й гарантувати майбутню пенсію